Было время, когда в экономической жизни все решали директивы «сверху»: сколько выпустить тысяч метров рельс, сколько чугуна и стали выплавить, по какой цене и кому это продать. То же, в не меньшей мере, касалось и производства идеологического, причем личный карьерный рост причудливо переплетался тут с политическим и экономическим интересом государства. Надо, например, провести метро по месту массовых захоронений в Бабьем Яру? - Хлоп! Вызвали начальника института, поговорили, объяснили ситуацию. Тот, в свою очередь, собрал сотрудников: «Важную задачу поставила перед нами Партия – доказать надо, что расстрелы проходили метров на 200-300 далее, чем идет планируемая ветка метрополитена!». Или захотелось кому-то выслужиться перед дорогим и любимым Леонидом Ильичем… так юбилей же хороший есть! 35 лет Победы! «Музей-Бабу» построили, Брежнева пригласили, поцеловались, выпили.
Сейчас многое изменилось. Изменилось как в материальном производстве, так и в идеологическом. Госзаказ на идеологический продукт остался, но, вместе с тем, поощряемой стала инициатива: теперь не властная вертикаль заказывает необходимый ей продукт (видимо, не в последнюю очередь из-за отсутствия мозгов), но сами «деятели науки и культуры» разрабатывают разнообразнейшие идеологические концепты, предлагая политической «элите» широкий выбор. Известнейшими артелями такого типа являются Институт Украиноведения, Институт Украинской археографии и источниковедения и Национальный заповедник «София Киевская». Да-да, тут тоже работают законы рынка. Начнем со спроса.
О да, спрос есть! Для молодого украинского государства срочно потребовалась лошадиная доза этатизма, «державоцентризма». Частично данный спрос в гуманитарных науках удовлетворялся эмиграцией и писавшими «в стол» местными исследователями, но приходилось быть осторожным: не дай бог допустить к массовому читателю (или даже в учебник по истории!) адекватных исследователей вроде Лысяка-Рудныцького и других страшных «марксистов»! Но, словами классика: «давно прошли ті часи, коли ми експортували уродів з-за кордону, - тепер маємо своїх, і розробляемо нові і нові моделі». Благо, особо трудится не пришлось – советская схема уже была достаточно близкой к желаемому. Оставалось только слово «трудовой народ», заменить на «націю», «коммунизм» - на «українська держава», а от словосочетания «классовая борьба», отбросить первое слово. И все готово: вчерашний комсомолец отрастил усы и одел рубаху с вышитым воротом.
Плагиат с минимальными правками – вообще «провинциальная» черта украинской политики, чему пример «
Концепція національно-патріотичного виховання молоді» 2008, которая является чуть ли плохим переводом такого же рода российского документа 2003 года. Было очень смешно наблюдать как люди, вопящие о нарушении свободы в РФ и о процветании оной в Украине, тихонечко принимают такую же как в России концепцию. С добавлением, разве что, казаков. Плагиат – это как раз то чем обычно занимаются в Верховной Раде, причем характерно, что известный плагиатор от исторического цеха, член Высшей аттестационной комиссии (одна из задач которой – борьба с плагиатом), В. Литвин даже занимает должность Председателя Верховной Рады.
Но вернемся к учебникам по истории и державоцентризму. Схожесть между советской, пост советской и «патриотической» схемами истории и видением учебника настолько велика, что новая концепция учебника по истории Украины, разрабатываемая комиссией во главе с
Наталией Яковенко натолкнулась на противодействие как власти, так и оппозиции, как «профессиональных» украинцев, так и запорожских сталиноидов, причем, набор аргументов - одинаков.
Но настоящего размаха спрос государства на исторические идеологемы достиг незадолго до выборов 2004 года и с тех пор ни разу не падал. Воспаряли духом паразитирующие на трипольской теме аматоры, «велесоведы», и даже ископаемые «врунверовцы». Первые леди государства щеголяли в скифских мужских погребальных украшениях, а горшки с орнаментами несчастной археологической культура Кукутени-3 (Трипольская к-ра) считались признаком хорошего тона и настоящего «ТРУ-украинства». К тому же новоделы стоили до нескольких тысяч «зеленых гривень», а страсть к подлинникам стимулировала развития черной археологии. А козацкое барокко? - Оно же такое казацкое! Оно же такое самобытное и барокковое! И казацкое! И целые томины издавались на варьирование этих трех предложений…
Изменилось ли что-либо после недавних выборов? - конечно! Вместо цирка с Варфоломеем, теперь у нас будет цирк с Кириллом! У Ющенко был казацкий перстень, а нынешний президент напялил на палец при инаугурации «печатку Всеволода Ярославича», якобы подаренную князю византийским императором, как коронационную инсигнию. Тут сработала либо беспросветная наглость, либо такая же дремучая темень: 1) перстни в Византии никогда не бывали инсигниями; 2) надпись на перстне-печатке должна быть зеркальной, как на правительственных штампах; 3) такого примитивного перстня ни один уважающий себя византийский золотых дел мастер не сделал бы. Но сама по себе претензия на использование при процедуре инаугурации президента республики (как никак!) императорской инсигнии (хоть и фальшивой) ненавязчиво намекает на начало крайне интересных времен.
О сюжете с «инсигнией».
Уже после истории с перстнем стало ясно, что новым курсом для патриотической истерии станет Киевская Русь, причем теперь не как «перша українська держава», а как «колиска трьох братніх народів», как неиссякаемый источник духовности, мудрости, морали и бла-бла-бла. В общем, всего того пафосного вздора, который призван либо отвлекать внимание, либо легитимизировать экспансию на общественное пространство.
И действительно, новый идеологический продукт изготовили умельцы из Национального заповедника «София Киевская». Было совершено «открытие» (автор – Надежда Никитенко): летописные даты основания собора – ложны, ученые – продажны, а тысячелетие храма можно отмечать в 2011 году. Отлично! – лишний повод привезти Кирилла и покрестится в церкви перед образами и, - главное, - камерами. Хорошее шоу, чтоб отвлечь всю страну от законопроектов типа 2450, от многочисленных фактов цензуры, а также убийств и членовредительства в отделениях милиции. Может, к 2011 году еще что-то приключится... Вся беда в том, что утверждение о том, что София заложена в 1011 году, базируется на одном свидетельстве 19-го века, которое, в свою очередь, взято из одной позднесредневековой хроники, где все даты сдвинуты приблизительно на 10 лет в прошлое.
Вот тут то и нужна агрессивная рекламная кампания:
1) Президенту пишется обращение (см.,"Заснування Софійського собору у Києві: проблеми нових датувань" С. 116 и следующие:
http://www.spadshina.com.ua/File/Sophia2.pdf . );
2)Через два министерства, - Минрегионбуд (!) и МЗС, - через национальную комиссию ЮНЕСКО празднование 1000-летия Софии вносится в календарь памятных дат ЮНЕСКО на 2011 год.
Дело, вроде бы, в шляпе, только вот ученые Украины и России (археологи, текстологи и т.д.) спохватились и начали «отнекиваться», писать ответы. Конечно, ведь создалось впечатление, что тысячелетие Софии признается всем научным товариществом, что это есть официальная позиция украинской исторической науки.
Но тут действуют законы рынка, и покупатель – всегда прав! Указ президента України № 682/2010 «Про відзначення 1000-річчя заснування Софійського собору», - вот он новый, могучий «научный» базис концепции Никитенко!
http://www.president.gov.ua/documents/11881.html Тысячелетие Софии, в данном случае, "скоропортящийся" идеологический продукт (может скиснуть к 2017 или к 2037году), но весьма актуальный и удобный для медийных манипуляций новой (впрочем, и любой другой) власти. Замечали, что на плавленых сырках в магазинах слова "сырный продукт" (т.е. НЕ-сыр, а суррогат) пишут маленькими буквами? Была б воля производителя - не писали бы вообще. Точно так же, данный идеологический концепт претендует на статус научного. Ученые, критикующие сей концепт - защищают "марку" и доверие к ней (академическую науку, по аналогии, - настоящий плавленый сырок). Государство, издающее указы а ля "УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ № 682/2010" - покупают более выгодный продукт и ставит на него свой "Гост", готовя его к массовой "раскрутке" на внутреннем и внешнем рынке (покупают патент, монополию на "торговлю"). "Конструкторское бюро" (Софиевский заповедник) - рекламирует свой товар, свой идеологический продукт. Если смотреть на дискуссию под таким углом, стратегии (в том числе и риторические) ее участников становятся более чем понятны.
Так, защитники концепции Никитенко орудуют не научными аргументами, а рекламными лозунгами. Эти лозунги разняться в зависимости от целевой аудитории: МП православным – одно, КП православным – другое, и т.д. Тут можно услышать обвинения оппонентов в пособничестве Москве, мировому сионизму и «злым бандеровцам» одновременно.
Теперь, согласно указу президента, основание собора в 1011 году должно стать официальной позицией Академии наук Украины, и сотрудники Института истории должны работать на юбилей. Остается надеяться, что значительных репрессий против тех совестливых ученых (сотрудников гос.структур), которые деятельно или пассивно (не сотрудничая) выступят против псевдонаучной концепции, не последует. Хочется верить, что найдутся и такие, кто более решительно выступят против эксплуатации исторической науки на ниве оболванивания граждан Украины. Способствовать этому и дальнейшим «лохотронам» нельзя.
Решительное выступление научного сообщества против прямого вмешательства государственной власти в сферу научных изысканий отнюдь не является пустым мечтанием. Примером такого сопротивления может быть французская организация историков «Liberté pour l'histoire». Воззвания ее президента, известного историка Пьера Нора (2008, 2010), призывающее оказать сопротивление вмешательству законодательной власти в дела науки (вплоть до юридической ответственности за дискуссию!), подписано уже более чем тысячью историков Европы, среди которых, например, я нашел Гобсбаума. Среди подписавшихся есть и украинские историки, например, - Георгий Касьянов. Благодаря деятельности этой группы ряд законов и законопроектов, регулирующих память, были отозваны. Ниже даю ссылки для заинтересовавшихся темой (первые – на французском, третья – на русском языке).
http://www.lph-asso.fr/ )
http://fr.wikipedia.org/wiki/Libert%C3%A9_pour_l'histoire http://www.russ.ru/pole/Svoboda-istorii-eto-svoboda-vseh Последним шагом авторов и симпатиков концепции Никитенко стало благодарственное письмо на имя В. Януковича с просьбой возглавить комитет подготовки к празднованию тысячелетия собора. Ознакомиться с этим незаурядным примером низкоподданического духа можно на сайте заповедника (см., http://nzsk.org.ua/ukr/letter.pdf). Текст коротенький, но уровень советского пафоса, щенячьего восторга и заискивания перед Властью - просто зашкаливает. Особую пикантность документу придают подписи: его подписали люди, буквально пару месяцев назад выражавшие бурное негодование по поводу личности и некоторых высказываний нового президента и министра образования! Люди, которые обвиняют членов мониторинговой комиссии по учебникам истории Украины (смотри статью «Новая концепция учебника истории…»; ссылка выше) в антиукраинской деятельности!
Почему-то в голову назойливо лезет строки из одной песни Юза Алешковского: «Товарищ Сталин, Вы – большой ученый…»
Так история, сделав круг, вновь вернулась к государственному, т.е. директивному, «плановому» производству идеологии. Молодые идеалисты-ученые осознают теперь наконец, что их цель – не служение Науке, Истине или Человечеству, а обслуживание государства и капитала. Отныне и впредь основным аргументом в исторической (а может и во всякой другой) науке будут указы президента, а монополия на истину будет принадлежать государству.
Или нет?
You may say I’m a dreamer,
but I’m not the only one.
I hope some day you’ll join us,
and the world will live as one.