Два Прилепина: от "революция - нормальное занятие" до "никаких революций"



    Главная страница
    О нашей организации
    Информационный центр
     Партийные новости
     Online-конференции
     Региональные организации
     Новости страны
     Видео-новости
     Пресс-релизы, официальные документы
     Интервью, выступления
     Статьи
       Мы и они. Статьи членов КПРФ и о КПРФ
       PR вместо политики. Статьи о выборах и судьбе российской демократии
       Экономика абсурда. Статьи об состоянии российской экономики
       Цена свободы слова. Статьи о положении СМИ
       Либеральный фашизм. Статьи о беззаконии власти
       По кодексу бесчестия. Статьи на криминальные темы
       Последний рубеж. Статьи о российской армии
       За державу обидно. Статьи о внешней политике России
       Откуда исходит угроза миру. Статьи о международных делах и проблемах глобализации
       Культурная революция. Статьи о культуре, религии и вопросах национальной политики
     Аналитика
     Акции
     Выборы
    Акции протеста
    Агитатору (скачай и распечатай)
    Персоналии МОК
    Наша история
    Наши ссылки
    Политпросвещение
    Новые левые
    Народные новости




Рассылка материалов МОК



 
Правда.Инфо
 

 




















Разработка NZVD




PR вместо политики. Статьи о выборах и судьбе российской демократии


Московский лит десять лет спустя


22.09.2018
Александр Мухарев, опубликовано в «Афише Днепропетровска» 2008 № 95 (12 июня – 25 июня)

 

32-летний московский писатель, радиоведущий и рок-музыкант Дмитрий Чёрный побывал в Днепропетровске с презентацией 800-страничного романа о Москве, эротике и политике «Поэма столицы». Корреспондент «Афиши Днепропетровска» пообщался с автором. 

Расскажи, как возник замысел «Поэмы столицы»

– Постепенно… Роман писался несколько лет, но первые мысли, образы, пунктир сюжета стали возникать где-то лет в 17, когда я решил становиться писателем. Окончив литературный класс, я не мог причислить себя к «людям слова» в традиционном понимании. Я тогда больше воспринимал и слушал, нежели писал сам. Но Кортасар классе в 10-м очень сильно обновил мой взгляд на литературу, на писательство как таковое. Собственное творчество, однако, долго не выходило на первый план. Я просто был внимательным пешеходом, но Москва меня с такой силой утягивала в свои подробности, что я понимал: выбраться назад в реальность из этого чарующего текста стен, из «времяворота» и любования, понимания архитектурных намёков и мотивов я смогу только через собственный текст, через «Поэму столицы». 

Как твой роман соотносится со «Стамбулом» Орхана Памука

– Думаю, они в чём-то близнецы-братья. Такие романы-энциклопедии возникают в разных столицах. В этот же ряд можно поставить «Дублинцев» Джойса… На самом деле город, как средоточие культуры, как «кора эпох» всегда является благодатнейшей темой для романиста. Так или иначе, этот въедливый, особый по направлению взгляда стиль присутствует и в вещах, не посвящённых специально городам. Например, мне «Игра в классики» представляется вполне достойным произведением о Париже, хоть сам Кортасар и не парижанин. И Москву тридцатых годов воспел не кто-то из тогдашней литературной элиты московского происхождения, а киевлянин Булгаков. Я же стараюсь вплести в роман не только архитектурную энциклопедичность, но и многочисленные исторические нити судеб – в том числе и моих предков по бабушкиной линии, которые являются москвичами аж с екатерининских времён. Кстати, другая линия у меня запорожская. Оттуда и фамилия. 

Так Чёрный – это не псевдоним

– Как раз-таки не псевдоним, а паспортные данные, так сказать. Фамилия идёт от запорожского атамана Чорного, там всех называли по внешности, фамилия была кличкой. Я вот тоже брюнетом уродился, как раз в тему. Это у Саши Черного псевдоним, и у Андрея Белого. Но то век символистов… 

Метафоры для тебя играют какую-то роль

– Вообще радикальный реализм сторонится метафор и применяет их только в самом крайнем случае. Но поскольку метафоричность, метафоризация – психический феномен, то и исключать её из текста глупо. Тем не менее, если сравнивать «Поэму столицы», например, с «Красно-коричневым» или «Господином гексогеном» Проханова, где Москвы тоже немало, то тут куда меньше метафор. Они просто не нужны – требуется неотступный внимательный взгляд на то, что есть, ничего выдумывать не надо. По сюжету двое влюблённых перед дождём знакомятся на мосту и уходят в мир столицы – забираются на её крыши и там любуются друг другом и одновременно ею же. Главный герой Тон постоянно ведёт как бы триалог: со своей возлюбленной Тан и со столицей. Он обращается к ним соответственно на «ты» и на «Ты». Поэтому «Столица» здесь с большой буквы. Герои являются как раз тем отображающим Москву средством, их взгляды, движения, перемещения – это то, чего не хватает ей самой, чего не хватает жанрово вообще всем современным градоописательным текстам. Они ходят там же, где и герои «Мастера и Маргариты», как бы заглядывают в это прошлое, они невольно ведут диалог эпох, где изменилось многое, но не дома… Я думаю, что романы, пытающиеся описать именно этот феномен – Город с большой буквы, – должны появляться в каждой значимой для истории любого государства эпохе. 

Если первую часть «Поэмы столицы» можно назвать лирико-эротической, то вторая – явно политическая

– Приход главного героя в политику – это и есть поиск себя обществом в постсоветский период. Личное оказывается узко, мелко и неблагодарно для того, кто слишком пристален, слишком влюбчив и слишком правдив… Герой теряет свою любовь, но взамен появляются много новых героев, среди которых реальные российские политики – лидер АКМ Удальцов, Зюганов, весьма на тот момент политизированный Егор Летов. Они хоть и эпизодические, но герои. Их судьбы, надеюсь, прописаны чётко, несмотря на неизбежную пунктирность. И вот они-то, именно здесь и сейчас выращивающие детей, являются сознательными жителями новой эпохи. А остальное общество вымирает при своём согласии с политикой новой власти. И в этом парадокс и мораль романа. Борющиеся выживают. 

Насколько реальны документальные эпизоды, которыми наполнена вторая половина романа

– Все митинги начала двухтысячных, политические встречи, рок-концерты, поднятие красного флага над Госдумой – всё это документально. Радикальный реализм – это как раз и есть документальность, доведённая до литературного драйва. Он не только делает эротику чем-то антиабстрактным, живым, но и в политической сфере делает свои шаги ещё дальше. 

Кто из политизированных писателей левого направления тебе ближе

– До сих пор выше всех Лимонов, хоть сам себя к левым он никогда не относил. Он стал азбучным для многих. Это предтеча радикального реализма, и потому его книг так много в магазинах – их покупают, через них приходят к осознанию необходимости перемен в обществе. Большое счастье, что у нас всё ещё есть Лимонов, человек родом из Харькова – первого украинского города, где я побывал, кстати, в 1999-м году на фестивале «Апокалипсис почнется звидси».

А что ты можешь сказать о современных украинских авторах

– Из современных знаком и лично, и как читатель с Жаданом, который переводил мои стихи из дебютной книги «Выход в город». Парень смелый в экспериментах и социально нервный, то есть находящийся в теме. При этом его читают в России, он здесь выходит в солидных издательствах, что меня особо радует. Выходит, что десант, высадившийся благодаря ему в Харькове в 1999-м, был неслучаен и дороги наши сближаются. У него отчетливо прописана антибуржуазная тема и «новая искренность», как называют наше поэтическое поколение. Но и мы становимся писателями постепенно, не прекращая наблюдать друг за другом.

 

Фото Елены Лебедевой

 



 
Жизнь страны глазами СМИ:
Бесцветный полк - не наше дело, шагайте в Сталинском полку! (08.05.2019)   |   Сергей Летов: Не переношу музыки в качестве фона (27.03.2019)   |   Первая пятилетка ОКП (17.03.2019)   |   40-летие Eхploited. Как в Москве замкнулась цепь мировой панк-преемственности (05.03.2019)   |   Рок-коммуна в каменоломнях, делающая настоящий рок за чертой Города (26.02.2019)   |  


 



Голосование

Партийные новости

 
22.05.2019
 
Евразийское бюро ВФП призвано объединить передовые объединения рабочих стран СНГ
 
21.05.2019
 
Социалистическое движение Казахстана - за активный бойкот президентских выборов
 
17.05.2019
 
Флешмоб солидарности с восставшим против храмостроя Свердловском у памятника Свердлову (анонс)
 
13.05.2019
 
Свободу Сыроежкину! Обращение представителей научного и экспертного сообщества Казахстана
 
08.05.2019
 
Бесцветный полк - не наше дело, шагайте в Сталинском полку!
 
05.05.2019
 
Попытку право-либерального переворота в Венесуэле осудила ОКП
 
28.04.2019
 
Айнур Курманов: Бойкотировать казахские выборы без выбора!
 
26.04.2019
 
Рок-концерт под лозунгом «За свободу против фашизма» (анонс)
 
23.04.2019
 
Первомайская демонстрация в Москве с ОКП (анонс)
 
20.04.2019
 
Компартия призывает трудящихся Судана к активным действиям и к международной солидарности
 
11.04.2019
 
Митинг "Защитим Москву!" (анонс)
 
10.04.2019
 
Прогнозы СДК сбылись с невероятной точностью, значит дальше нас ждёт борьба!
 
04.04.2019
 
Д.Чёрный: Встретимся в городе трёх революций, где начиналась Великая Эпоха, воспеваемая нашими песнями!
 
02.04.2019
 
О преследовании в Латвии руководителя профсоюза работников коммунальных служб Даугавпилса Юрия Зайцева
 
28.03.2019
 
В отношении латвийского профсоюзного деятеля Юрия Зайцева начинаются репрессии
 
26.03.2019
 
В Казахстане устанавливается ханство Назарбаевых
 
23.03.2019
 
Дискуссия на тему "Политический кризис в Венесуэле" (анонс)
 
23.03.2019
 
O преследованиях профсоюзных активистов в Казахстане и нарушении прав трудящихся на объединение
 
17.03.2019
 
Первая пятилетка ОКП
 
05.03.2019
 
У него забрали свободу, но не могут лишить слова